- Рационализация
- — защитная мотивировка. Характеризуется тем, что личность сознательно или несознательно выдвигает не истинную, а ложную причину своих действительных желаний, намерений и поступков с целью оправдать себя, как в своих глазах, так и в глазах окружающих; снижение ценности желаемых объектов, достижений, качеств, которыми личность не может обладать (или обладает в малой степени).
* * *
– процесс логического, рассудочного объяснения человеком собственных мыслей, установок, поступков и действий, позволяющий оправдывать и скрывать истинные их мотивы.Представления о рационализации содержались в работах многих писателей и ученых, поскольку данное явление широко распространено в жизни людей. Однако психоаналитическое понимание этого феномена впервые было дано английским психоаналитиком Э. Джонсом (1879–1958) в его статье «Рационализация в повседневной жизни» (1908).
Процесс рационализации не ускользнул от внимания З. Фрейда. Напротив, во многих своих работах он не только продемонстрировал масштабность распространения этого процесса, но и показал важность раскрытия в психоаналитической терапии стоящих за рационализацией бессознательных влечений.
В психоаналитической практике рационализация пациентов может быть связана с различного рода логическими построениями и конструкциями, с помощью которых они объясняют свои невротические симптомы, оправдывают свои отношения с другими людьми, включая аналитика, выражают протест против иных интерпретаций их поведения и образа жизни. Пациенты воспринимают свои собственные логические построения и конструкции в качестве сознательных умозаключений, свидетельствующих о здравом отношении к реальности. В действительности же в основе их рассудочной деятельности лежат такие мотивы, которые являются бессознательными и не осознаются пациентами.
Рационализация тесно связана с защитными механизмами, используемыми индивидом для разрешения внутрипсихических конфликтов. В некоторых случаях она воспринимается в качестве своеобразного защитного приема, к которому может прибегать любой нормальный человек, не осознающий глубинные мотивы своего мышления и поведения. Вместе с тем, с психоаналитической точки зрения, рационализация не является защитным механизмом в строгом смысле этого слова. Ее основная функция заключается в сокрытии подлинных мотивов мышления и поведения, в логическом оправдании и поддержке предшествующих психических защит, использованных человеком при решении конфликтов, в том числе и патологических, приведших к бегству в болезнь. В этом отношении рационализация выступает в качестве вторичного образования по сравнению с первичными защитными механизмами, то есть становится как бы защитой защиты.
Как вторичное образование рационализация оказывается действенной, часто используемой пациентами не только по отношению к рассудочному оправданию бессознательного проявления собственных психических защит, но и по отношению к различного рода сопротивлениям, возникающим в процессе аналитической терапии.
Распространенной является точка зрения, согласно которой рационализация основывается на принятой в обществе идеологии, морали. Однако некоторые психоаналитики выступают против подобного понимания рациональности. В частности, К. Хорни (1885–1952) считала, что в действительности имеется «широкий диапазон индивидуальных различий как в содержании, так и в методах рационализации». В работе «Наши внутренние конфликты» (1945) она показала те различия в аргументации, к которой прибегают уступчивый и агрессивный типы личности. Первый тип приписывает свое желание быть полезным чувствам симпатии, и если у него слишком заметны наклонности к деспотизму, то он «рационализирует их как проявление заботы о других». Второй тип отрицает наличие какого-либо чувства симпатии, и в случае, когда он является полезным, приписывает свои действия исключительно целесообразности.
К. Хорни полагала, что диапазон индивидуальных различий в содержании и методах рационализации вполне очевиден, если «рассматривать рационализацию как один из способов поддержки невротических попыток создания искусственной гармонии». В общем плане она исходила из того, что рационализация – это «самообман посредством логического рассуждения».
В работе «Новые пути в психоанализе» (1939) К. Хорни предостерегала, что «пользоваться концепцией рационализации означает работать с опасным оружием». Речь идет о том, что психоаналитик не должен считать ту или иную установку или убеждение пациента рационализацией чего-то другого, если на то нет соответствующих доказательств. Если, например, человек не соглашается на хорошо оплачиваемую, но трудную работу, объясняя это тем, что не может пойти на компромиссы со своими убеждениями, то, возможно, его убеждения действительно более ценны для него, чем финансовая выгода. Не исключено также и то, что основным мотивом его решения являются не его убеждения, а страх, связанный с опасением не справиться с предложенной работой. Возможны и какие-то другие мотивы отказа человека от предложенной работы. Это означает, что психоаналитику следует сперва разобраться в подлинных мотивах мышления и поведения человека, прежде чем усматривать в его решении действие процесса рационализации. По мнению К. Хорни, в данном случае «мы можем говорить о рационализации лишь тогда, когда в действительности более сильной мотивацией являются страхи».
В обыденном представлении понятие рационализации нередко смешивается с интеллектуализацией. В психоаналитической литературе между ними проводится различие. Рационализация соотносится с рассудочным объяснением, маскирующим подлинные мотивы мышления и поведения человека, в то время как интеллектуализация – с сознательной деятельностью, основанной на активизации мыслительных процессов.
* * *
(лат. rationalis – разумный) – 1. вообще – процесс прояснения, осмысления, в результате которого то, что в начале было представлено в сознании как что-то запутанное, непонятное, неопределённое или непредсказуемое, делается спустя некоторое время чётким, структурированным, доступным пониманию и контролю; 2. в психоанализе – термин E. Jones (1908), обозначает процесс, при помощи которого действия (или бездействие) объясняются ex post facto (исходя из совершившегося позднее) причинами, которые не только оправдывают поведение, но и скрывают их истинную мотивацию. Например, индивид не бросился в воду, чтобы спасти утопающего. Затем он объясняет это не своей нерешительностью, безразличием, трусостью или чем-то подобным ещё, что могло бы повредить его репутации или самооценке, а тем, что никто из присутствующих тоже не сделал этого, хотя среди них явно были более умелые, чем он, пловцы, и к тому же они находились много ближе него к утопающему; что последний, как потом будто бы выяснилось, был сильно пьян, что спасти его было невозможно из-за сердечного приступа, отчего он всё равно утонул бы, и т.п. Относится обычно к защитным механизмам. Литературный пример того, как протекает процесс рационализации, представляет М.А.Булгаков в романе «Мастер и Маргарита», описывая самооправдания Пилата после того, как по его вине был казнён И.Христос, при этом Пилат достигает своей цели в начале в своём сновидении, под впечатлением которого он остался спокойным и после пробуждения; 3. результат процесса рационализации в любом из вышеупомянутых значений термина.
* * *
один из защитных механизмов, выражающийся в поиске разумных и логичных объяснений человеком своих поступков и действий, как правило, уже после того, как они совершены, рассчитанный на их моральное оправдание.
* * *
защитный механизм сокрытия субьектом от своего сознания (путем самооправдания, придумыванием искусственных оправдательных причин) истинных мотивов, причин своих действий, поступков с целью обеспечения состояния психического комфорта, релаксации, сохранения чувства собственного достоинства, целостности своего "Я", предотвращения нежелательных психических состояний (чувства вины, стыда и т.д.). Р. направлена на сокрытие социально, личностно неприемлемых мотивов, потребностей (см. защита психическая, вытеснение).
* * *
(от лат. rationalis — разумный) — усовершенствование методов или организации какой-либо работы, деятельности; придание им более совершенного вида, улучшение на основе изучения их механизмов и способов выполнения. Важное значение при этом имеет стиль мышления, ориентированный на оптимизацию деятельности, установка познавать, творить. Благодаря этому появляется возможность достижения конечной цели с наименьшими затратами и за более короткое время. В ряде случаев Р. достигается особыми приемами и методами самоорганизации, напр., путем выработки индивидуального стиля деятельности. Одним из признаков Р. является умение так спланировать свою деятельность, чтобы несколько процессов, задач, действий, операций и т. п. осуществлялись одновременно (параллельно). Термин Р. используется не только в психологии труда, но и в психоанализе, где он означает один из возможных защитных механизмов личности, а также в психологии бессознательного, где он трактуется как бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию и объяснению своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны.
* * *
(от лат. rationalis – разумный) – форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит рациональное объяснение индивидом своих желаний и действий, в действительности обусловленных иррациональными влечениями, которые социально или личностно неприемлемы. Реализуемые способы: дискредитация цели (элементарное обесценивание недостижимого); дискредитация значимого другого, который отказывает во внимании; преувеличение роли обстоятельств, судьбы; утверждение вреда во благо; переоценка ценностей, всей мотивационной системы; самодискредитация (искупление вины). Правило Р. – «найди оправдание этому».
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.